Алхимическая психология

Когда ставишь рядом алхимию и психологию, психолог, прежде всего, вспоминает Карла Густава Юнга и его труд «Психология и алхимия». Но исчерпывается ли этим связь алхимии и психологии? Есть ли сходство в истории развития химии – успешной правнучки алхимии – и психологии?

Сегодня каждый знает, что современная химия со всеми ее весьма полезными достижениями (от моющих и косметических средств до психофармакологии) выросла из средневековой алхимии, достижения которой были весьма скромны, а вот претензии – напротив.

А о том, что алхимия существует и сейчас, знают не все…

Алхимия сегодня

Современная алхимия являет себя в двух формах.

Во-первых, сегодня есть люди, которые по-прежнему надеются отыскать секрет трансмутации – превращения одних металлов в другие, например, свинца – в золото.

Во-вторых, сегодня есть люди, которые, отрицая, так сказать, материальные возможности алхимии, создают, тем не менее, мистические интерпретации алхимических текстов и претенциозные расшифровки причудливых алхимических символов.

Но дистанция между такой современной алхимией и современной химией, химическими технологиями, которые применяются человечеством в промышленных масштабах, конечно, огромна.

Алхимия и психология

Если говорить о психологии в сравнении с химией, то, психология, безусловно, имеет свою специфику, или даже, лучше сказать, находится в проигрышной ситуации.

Дело в том, что, во-первых, собственную алхимическую стадию развития психология прошла сравнительно недавно.

И, во-вторых, дистанция между современной алхимической психологией и настоящей психологией не просто мала, она практически отсутствует. Причем алхимическая психология образует с настоящей психологией весьма многосоставную амальгаму, а иногда и по-настоящему гремучую смесь.

В алхимической психологии одной из главных задач является поиск философского камня – универсального средства достижения психического здоровья и благополучия. Причем в отличие от средневековых алхимиков, современные алхимические психологи считают, что философский камень уже найден. В частности, каждая из множества современных школ психотерапии считает свои методы не просто эффективными средствами исцеления души, но и, в ряде случаев, настоящей панацеей – чудодейственным средством от всех проблем, которое нужно употреблять всем, даже здоровым людям.

Кроме того, сегодня психология, психологическое образование, различные психологические центры являются, по сути, эдакими алхимическими плавильными котлами – атанорами – в которых создаются самые причудливые сплавы научных идей с идеями, если не сказать, лженаучными, то уж во всяком случае – мистическими, эзотерическими и даже оккультными. Более того, фактически, сегодня многие люди, условно говоря, мистического склада, используют психологию, статус психолога как легитимное прикрытие для осуществления самых разных оккультно-эзотерических практик.

Первым построил подобный атанор, в котором готовится причудливый сплав лженауки и оккультизма, безусловно, Зигмунд Фрейд. Именно он придал сложным, эмпирически не обоснованным спекуляциям по поводу того, как устроена и как работает психика человека, научный статус и провозгласил наличие лечебного эффекта у процедур, которые на этих спекуляциях основаны.

По сути, Фрейд был подлинным алхимиком – он стремился описать свой опыт достаточно туманным языком и возвысить совершенно умозрительные по своей сути концепции на невероятную высоту.

Средневековые алхимики поступали так же. В частности, не будучи удовлетворены концепцией четырех стихий, идущей еще от Аристотеля, они создали так называемую ртутно-серную теорию. Каждый из семи металлов (а больше металлов тогда просто не знали) в рамках этой теории объявлялся состоящим из Ртути и Серы, соединенных в разных пропорциях. При этом Ртуть воспринималась не просто как металл, а как принцип – принцип металличности, соответственно Сера воспринималась как принцип горючести [5].

Не правда ли похоже на принцип удовольствия и принцип реальности, лежащие в основе психоанализа Фрейда?

Кстати, подобно тому, как Фрейд c течением времени к этим двум принципам добавил влечение к смерти, алхимики дополнили ртутно-серную теорию еще одним элементом – солью. См. таблицу:

Алхимик

Фрейд

Принцип

Элемент

Принцип

Часть психики

принцип горючести

Сера

принцип реальности

Эго

принцип металличности

Ртуть

принцип удовольствия

Ид

принцип твердости

Соль

влечение к смерти

В дальнейшем, кстати, эта триада «соль-ртуть-сера» стала одним из любимейших символов оккультистов, герметистов и эзотериков. Использовалась эта триада и в оккультных по своей сути построениях ученика Фрейда – Юнга.

Причем не стоит думать, что ртутно-серная теория касалась только, так сказать, физики и не применялась к человеку. На самом деле, принципы лечения, провозглашенные Парацельсом и легшие в основу так называемой ятрохимии (изготовление лекарств с помощью алхимии), также были основаны на ртутно-серной теории [4]. В рамках ятрохимии каждое заболевание объявлялось результатом неправильной пропорции Ртути и Серы в человеческом организме, которую нужно исправить приемом соответствующих алхимических снадобий. И остается только гадать, сколько тысяч или даже сотен тысяч человек умерли в результате приема внутрь солей ртути и соединений серы...

Алхимия в психотерапии

Дров в атанор алхимической инфильтрации психологии, подкладывает и то, что можно назвать методологической свободой психотерапии. Речь тут идет о том, что в современной психотерапии наблюдается широчайший простор для инноваций и изобретений различных средств воздействия на пациента, и зачастую оказываются допустимыми по-настоящему оккультные методы.

Например, расстановки по Хеллингеру. Что это, если не слегка причесанный спиритизм?

Действительно, на сеансе расстановок в людей, фактически вселяются духи умерших предков, чтобы через этих своеобразных медиумов сообщать протагонисту свою волю. Если прибавить к этому, что классический спиритизм допускал вызывание и духа живого человека (при этом человек, дух которого вызван, почувствует дремоту или вообще уснет [2]), то сущностное единство спиритизма с расстановками по Хеллингеру станет очевидным.

Можно тут вспомнить и о влиянии движения «Нью Эйдж» на ряд современных психотерапевтических течений, об Эсаленском институте, в котором рядом и вместе с психотерапевтами практиковали индийские йоги и индейские шаманы, о вкладе Ошо (одиозного лидера деструктивного культа) в гуманистическую психотерапию...

Но, конечно, подлинным чемпионом по алхимизации психологии, можно с полной уверенностью считать трансперсональную психологию. Тут вам и интерпретации сложных многоуровневых алхимических и религиозных символов, и вера в реинкарнацию, и активное использование так называемых измененных состояний сознания, и, фактически, внутренняя алхимия на основе дыхания и медитаций.

Кстати, трансперсональная психология во многом опирается на сложные умозрительные построение Карла Густава Юнга, который интерпретировал в психологическом плане, в том числе, и алхимические тексты и символы (см. [6]).

Эффективность алхимии?

«Ну и что!» – скажет кто-то. – «Пусть и алхимия! Главное ведь, чтобы работало!»

Но вот тут как раз не все так однозначно. Дело в том, что действенность даже психотерапий, основанных на научно-обоснованных выводах, не всегда является настоящей и зачастую иллюзорна [3]. Что уж говорить о формах психотерапии, которые я называю алхимическими...

И подобно тому, как в Средние века, хотя никто не получил золото из свинца с помощью алхимии, но множество людей все равно продолжали совершать алхимическое «великое делание», сегодня люди могут продолжать участвовать в теперь уже психотерапевтическом «великом делании». Например, надеясь, что философский камень вот-вот появится, чудесная трансформация вот-вот совершится, а чудодейственное средство вот-вот поможет.

Алхимические яды

Более того, туманные алхимические тексты и загадочные многоуровневые символы алхимической трансформации могут сами по себе долго удерживать внимание человека, погружать его в мир фантазий и создавая манящую иллюзию исцеления, здоровья и благополучия.

А это уже создает прямую опасность: человек вместо настоящей помощи получает лишь ее имитацию. И хорошо еще, если эта имитация помощи не только бесполезна, но и безвредна…

Не нужно забывать и просто о шарлатанах, которым очень удобно действовать под прикрытием именно алхимической психологии. В качестве примера деструктивного воздействия шарлатанов от психологии можно вспомнить случаи самоубийства и потери рассудка, произошедшие с участниками ряда психокультов и тренингов личностного роста, в том числе, и в нашей стране (см. например, недавний случай [1]).

Так что лично я хочу надеяться, что прогресс нельзя обратить вспять, и настоящая психология постепенно будет очищаться от алхимических примесей.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Дружинина И. Для астраханки тренинг закончился дурдомом // Юг Times. – 2015. – 10 июля. – URL: http://www.yugtimes.com/events/country/11366/ (дата обращения: 21.07.2015)
  2. Кардек, А. Книга духов; Книга медиумов: философия спиритуализма, рук. для изучающих спиритизм, для медиумов и вызывателей духов / Аллан Кардек. – Москва: Эксмо, 2006. – 780 с.
  3. Невеев А.Б. 26 причин кажущейся эффективности психотерапии // ПсиКомпас. – URL: http://псикомпас.рф/26_причин_кажущейся_эффективности_психотерапии/ (дата обращения: 21.07.2015).
  4. Соловьев Ю.И. История химии: Развитие химии и древнейших времен до конца XIX века. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1983. – 368 с.
  5. Фигуровский Н. А. Очерк общей истории химии [Т. 1]: От древнейших времен до начала XIX в. – М.: Наука, 1969. – 455 с.
  6. Юнг К.Г. Психология и алхимия. – М.: Рефл-Бук, 2003. – 591 с.
Еще по теме:
Список лжепсихологий
Список лжепсихологий, научно необоснованных и сомнительных "систем", "методик", "учений", который постоянно пополняется
Психологический оккультизм
Как связаны оккультизм и психология? Присутствует ли оккультизм в современной психологии?