Наивный реализм

Изначально наивный реализм – термин философский. Реализм означает, что объект познания реально существует, независимо от того, воспринимает его субъект познания или нет. Помните средневековый спор философов об универсалиях (понятиях высокого уровня обобщенности типа «человек», «движение» и пр.)? Реалисты считали, что универсалии на самом деле существуют, а номиналисты – что общие слова – это просто общие слова.

А наивный реализм означает, что объект познания не просто реально существует, но и что субъект при восприятии этого объекта ничего не добавляет от себя и воспринимает объект во всей полноте его свойств – таким, каким он объективно является.

Конечно, наивный реализм ошибочен, а психологические исследования показывают, что даже на уровне восприятия мы во многом конструируем реальность, в частности, заполняем пробелы такие, как слепое пятно нашего зрения, или компенсируем то, что изображение мира на сетчатке наших глаз перевернуто. Многочисленные иллюзии восприятия тоже подтверждают, что наивный реализм ошибочен, а свойства, ограничения воспринимающего субъекта необходимо учитывать.

И конечно, наивный реализм, будучи сам когнитивным искажением, не учитывает того факта, что человеку, который познает мир и других людей, делает выводы и предположения, формулирует прогнозы и определяет вероятности тех или иных исходов, подвержен массе когнитивных искажений. Кстати, слепое пятно искажений(bias blind spot) – это когнитивное искажение, весьма близкое наивному реализму.

В психологии наивный реализм (naive realism) – это одно из важнейших когнитивных искажений (cognitive biases). Сущность этого фундаментального когнитивного искажения раскрыта Ли Россом (профессор Стэнфордского университета, один из крупнейших социальных психологов, известный в нашей стране прежде всего как один из двух авторов замечательного учебника по социальной психологии под названием «Человек и ситуация: перспективы социальной психологии») путем формулировки принципов наивного реализма.

Ли Росс выделил следующие принципы наивного реализма [4, 110-111], причем эти принципы декларируются от первого лица:

  1. Я вижу события и объекты такими, какими они в действительности являются, и мои социальные установки, убеждения, предпочтения, приоритеты  и пр. проистекают из соответствующего бесстрастного, непредвзятого и по сути «непосредственного» осмысления информации или доказательств.
  2. Другие такие же, как я, рационально воспринимающие в большинстве случаев будут разделять мои реакции, поступки и мнения – при условии, что они получили доступ к информации, которая стала основой моих взглядов, и при условии, что они тоже обработают эту информацию достаточно вдумчивым и  непредубежденным образом.
  3. Есть всего три причины, которые могут помешать окружающим разделить мои взгляды:
  1. они получили иную информацию, чем я (в этом случае, если они достаточно вдумчивы и непредвзяты, то обмен информацией приведет нас к достижению согласия);
  2. они ленивы, иррациональны или по какой-то иной причине не могут или не хотят нормальным образом проследовать от объективных доказательств к обоснованным заключениям;
  3. они предвзяты (или в интерпретации доказательств, или в следовании от доказательств к заключениям) из-за их идеологии, личных интересов или из-за иных искажающих личностных влияний.

Конечно, эти три принципа ясно показывают всю наивность наивного реализма.

Один из классических экспериментальных примеров проявления наивного реализма – эксперимент Элизабет Ньютон с настукиванием мелодий [3].

Этот эксперимент проходил следующим образом.

Участники были случайным образом разделены на две группы: «слушатели» и «настукиватели». Последние получили список из 25 хорошо известных американских песен («слушатели» этого списка не получили). «Настукивателям» надо было выбрать одну песню из списка, чтобы настучать ее для слушателя. Причем перед началом угадывания мелодий «настукивателей» попросили ответить на вопрос о том, какова вероятность того, что «слушатель» правильно назовет песню (в процентах).

Средняя вероятность, названная «настукивателями», составляла 50%.

Реально же угадывание происходило только в 2,5% случаев.

Почему же «настукивали» ошиблись?

Потому, что они были наивными реалистами – им казалось, что раз для них то, что они настукивают, явно связано с песней, которую они настукивают, то так же обстоят дела и у слушателей. Но ведь слушатели заранее не знали, какую песню им будут настукивать, а ритм связан с мелодией далеко не так однозначно, как может показаться на первый взгляд.

Кстати, эксперимент Ньютон демонстрирует не только наивный реализм, но и одно из его проявлений – эффект ложного консенсуса (false consensus effect).

Надо сказать, что наивный реализм не всегда называют именно этим словосочетанием. В частности, принцип WYSIATI  (what you see is all there is – «то, что ты видишь, – это все, что есть»), предложенный Даниэлем Канеманом в его книге «Thinking, fast and slow» [1] (на русском издана под названием  «Думай медленно… Решай быстро»), и характеризующий выводы, которые делает так называемая «Система1», по сути является вариантом обозначения именно наивного реализма [2].

Насколько широко распространен наивный реализм?

Он распространен повсеместно, но мы специально обратим внимание на области, понимать огромную роль наивного реализма в которых особенно важно.

Итак, наивными реалистами являются психотерапевты, верящие, что их методы, действительно, эффективны, хотя объективная проверка этой эффективности не проведена. Причем, по мнению Скотта Лилиенфельда – одного из ключевых ученых-психологов, продвигающих доказательную практику (evidence-based practice) в психологической помощи (аналог доказательной медицины – evidence-based medicine), – наивный реализм является одним из четырех ключевых когнитивных искажений (наряду с подтверждающим искажением, иллюзорной причинностью и иллюзией контроля) лежащих в основе иллюзии эффективности психотерапии [2].

Наивными реалистами были и врачи, являвшиеся сторонниками кровопускания и многих других на самом деле не эффективных и даже вредных методов «лечения».

Наивными реалистами (или же сознательными обманщиками, мошенниками) являются, конечно, и создатели лженаук, которые свои теории и рекомендации строят не на достоверных фактах и не на валидных экспериментах, а на умозрении и субъективном опыте.

Наивными реалистами являются и адепты различных лженаук, лжепсихологий, которым кажется, что лженаучные рецепты полезны и реально работают.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Kahneman D. Thinking, fast and slow. – New York, NY: Farrar, Straus and Giroux, 2011. – 512 p.
  2. Lilienfeld S.O., Ritschel L.A., Lynn S.J., Cautin R.L., Latzman R.D. Why Ineffective Psychotherapies Appear to Work: A Taxonomy of Causes of Spurious Therapeutic Effectiveness // Perspectives on Psychological Science. – 2014. – Vol. 9(4). – Pp. 355–387.
  3. Newton, L. Overconfidence in the communication of intent: Heard and unheard melodies. – Unpublished doctoral dissertation. – Stanford University, Stanford, CA, 1990.
  4. Ross L., Ward A. Naive realism in everyday life: Implications for social conflict and misunderstanding // Values and knowledge. The Jean Piaget Symposium Series / T. Brown, E. S. Reed, & E. Turiel (Eds.). – Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1996 . – Pp. 103-135.
Еще по теме:
Подтверждающее искажение
Подтверждающее искажение (confirmation bias) – это довольно интересное когнитивное искажение; по его вине человек продолжает верить в метод, который на самом деле не работает, продолжает считать доказанной гипотезу, которая на самом деле неверна.
Иллюзия контроля
Иллюзия контроля (illusion of control) – это интереснейшее когнитивное искажение, открытое выдающейся исследовательницей по имени Эллен Лангер. Кстати, она была первой женщиной, получившей должность профессора в Департаменте психологии Гарварда.
Иллюзорная причинность
Почему мы считаем причиной то, что на самом деле ей не является? И как это влияет на то, как мы воспринимаем окружающих?