Научная психология

Вообще словосочетание «научная психология» содержит в себе скрытую тавтологию, поскольку психология – это именно наука, наука о душе, о психике, о психических явлениях. У этой науки есть свой специфический предмет – психические явления, собственные специфические методы, свой математический аппарат.

К сожалению, не все это понимают. Многим кажется, что психология - это не наука, или что психология - это, скорее, искусство. Соответственно в масовом сознании широко распространены различные мифы о психологии.

Психология научная и практическая. С другой стороны, сегодня можно заметить, что обыватель понимает под психологией прежде всего практическую психологию, психологическую помощь, чтение характеров, хитроумные способы проникновения в тайные мотивы, движущие людьми. При этом собственно наука воспринимается как нечто, далекое от этих сфер и даже не нужное. К несчастью, такого мнения придерживаются сегодня и многие психологи…

Надо сказать, что противопоставление научной и практической психологии, которое существует сегодня в нашей стране, да и за рубежом, неверно и даже вредно. Получается, что существует некая психологическая практика, которая может себе позволить не опираться на точные и объективные, т.е. научные, данные.

На самом деле, тут речь идет о том, что психологи-консультанты, психотерапевты не хотят напрягаться и познавать научные достижения в области человеческой психологии, а предпочитают использовать житейскую форму познания и научно не обоснованные психотерапевтические подходы. С этой ситуацией необходимо бороться, ведь практика, не подкрепленная наукой, ведет к тому, что получается, как с Левшой (блоху подковал, но прыгать она после этого не может), или, как с кровопусканием, когда по сути вредные и опасные методы приживаются, распространяются и приобретают популярность.

Схожие процессы – поиска научных подтверждений применяемых методов лечения – происходят сегодня в медицине в рамках так называемой доказательной медицины (evidence based medicine).

Иногда под научной психологией понимается собственно исследовательская, экспериментальная психология, в рамках которой получают новые данные о психических явлениях. Действительно, психолог может заниматься только научной работой – проводить исследования. В этом случае разделение психологии на практическую и научную может быть оправданным: одни психологи проводят исследования, другие – используют полученные в этих исследованиях данные для оказания психологической помощи населению. Но тавтологичность словосочетания «научная психология» при таком подходе не снимается...

Психология научная и донаучная. Традиционно принято считать, что психология как наука родилась в 1879 году, когда Вильгельм Вундт открыл первую в мире психологическую лабораторию. Такая привязка рождения психологии во многом условна. Но речь сейчас не об этом. Важно понимать, что еще до появления научных методов исследования психики люди пытались искать причины человеческих поступков, описывать свои эмоции, мысли, выдвигать идеи о том, что такое психика и т.д и т.п.

Ценность донаучной психологии сегодня равна нулю, а с появлением научных методов применять менее точные и объективные способы познания нет нужды, т.к. эти методы скорее приведут к ошибке, чем к получению достоверных данных. Надо заметить, что зачастую лженаука (в том числе и лжепсихология) - это именно донаука, которую упорно продолжают продвигать в современную эпоху расцвета науки.

Психология научная и житейская. Можно говорить о так называемой житейской психологии. Но тут не все так просто. Человек, действительно, познает целый ряд вещей на наиболее простом - житейском уровне познания. Конечно, надо понимать, что на этом уровене познание неточно и необъективно. Апологеты житейской психологии путают собственно попытки познать психические явления на житейском уровне и тот факт, что люди довольно сносно предсказывают поведение окружающих, неплохо понимают, что и кому говорить, умеют приспосабливаться к психологическим особенностям супруга или начальника и т.д. В последнем случае речь, конечно, идет не о познании, а о социальных навыках, которые формируются в процессе социализации, воспитания, перенимания поведения ролевых моделей и пр. Все это достижения не житейской психологии, а биологической и социальной эволюции человека.

Если же говорить собственно о выводах житеской психологии, то они, зачастую, просто ошибочны. Пожалуй, самый яркий пример тут - это различные выводы бабулек, сидящих у подъезда, о людях, которые в этот подъезд заходят и из этого подъезда выходят...

Вообще, если предельно упростить и сойти на школьный уровень, то можно констатировать, что существует три уровня познания (расположены в порядке убывания точности и объективности):

  1. Наука
  2. Искусство
  3. Житейское познание

Предполагается, что определенные психологические знания могут быть получены на каждом из этих уровней.

Тут нужно понимать, что наличие житейской психологии и психологии, существующей в рамках искусства (живописи, драмы, литературы) не означает, что эти психологии ценны и тем более, что они лучше, чем психология научная. Фактически житейская психология и психология в искусстве - те же самые донаучные психологии, особенно это может броситься в глаза, если мы будем рассматривать пословицы и приметы (житейская психология) или картины и литературные произведения, созданные в прошлом, в минувшие эпохи (психология в искусстве).

Психология прикладная. Также нельзя не упомянуть и о прикладной психологии. Речь в случае прикладной психологии идет о научных исследованиях, которые проводятся под конкретные прикладные потребности, возникающие в различных областях профессиональной деятельности. Такие исследования часто необходимы и могут быть весьма полезны, поскольку у любой профессиональной деятельности есть психологические аспекты, а на любой профессиональный труд оказывают влияние и психологические факторы.

Кстати, психологические исследования, выполненные на прикладном уровне, могут не освещаться в соответствующих публикациях, в том числе из-за наличия коммерческой тайны – информации, которую организация, ставшая объектом психологического исследования, не может раскрывать.

Осуществляются в рамках прикладной психологии и мероприятия, направленные на применение данных, полученных в исследованиях, для решения проблем, для повышения эффективности профессиональной деятельности.

Таким образом, научная психология позволяет получать наиболее точные и наиболее объективные данные о психческих явлениях. Поэтому лучше делить психологию не на научную и практическую, а на исследовательскую, прикладную и практическую. Причем при таком подходе нужно четко понимать, что в основе всех этих трех форм психологии лежит научный метод, научные стандарты точности и объективности, а не житейская смекалка и не раскрученные чудодейственные рецепты, которые, независимо от того, насколько хорошим литературным языком описаны, скорее нафантазированы, выдуманы, чем изобретены.

Проект «Псикомпас» посвящен популяризации именно научной психологии, т.е. знакомит общественность с данными психологических исследований, достижениями современной науки о психических явлениях, раскрывает приемы и способы получения точных и объективных данных, применяющиеся в современной психологии.

Еще по теме:
Что делает психологию наукой?
В сети я часто сталкиваюсь с мнением о том, что психология – это не наука. Не смотря на то, что это мнение высказывают преимущественно люди, слабо разбирающиеся не только в психологии, но и вообще в методологии науки, я считаю нужным уделить отдельное внимание максимально простому ответу на вопрос о том, что же делает психологию наукой.
Мифы о психологии
Профессия психолога воспринимается в обществе мифологически. Но что будет, если сорвать покровы мифа с психологии? Что же такое психология на самом деле?
Научно обоснованное психологическое консультирование
Как быть честным перед собой и клиентом и не навредить ни себе, ни ему?