Научно обоснованное психологическое консультирование

Меня часто спрашивают о том, как следует осуществлять психологическое консультирование, чтобы быть честным перед собой и клиентом и не навредить ни себе, ни ему. На мой взгляд, ответ на этот вопрос очевиден – психологическое консультирование должно быть научно обоснованным.

Но что значит «научно обоснованным»?

Давайте разбираться.

Научно обоснованное психологическое консультирование – это консультирование, предполагающее, во-первых, исследование проблемы клиента с научных позиций и, во-вторых, предоставление клиенту достоверной информации о его проблеме, а, если это возможно, – и научно обоснованных рекомендаций по ее решению.

Психолог должен иметь существенный багаж научных знаний по ряду психологических проблем: семейных проблем, проблем с обучением, проблем с поиском работы, подростковых проблем. Эти знания он должен постоянно пополнять, выписывая соответствующие научные журналы, покупая статьи, опубликованные в зарубежных научных журналах, посещая научные и научно-практические конференции, проводя собственные научные исследования.

При поступлении клиентского запроса психолог должен не только изучить проблему клиента, но и собрать как можно больше научных данных по проблемам этого рода.

Научно обоснованное консультирование предполагает, что психолог может выступать не только консультантом (в смысле специалистом, предоставляющим достоверную информацию), но и посредником, медиатором при решении проблем, улаживании семейных разногласий, согласования подходов к воспитанию ребенка и пр. При этом психолог должен воздерживаться от высказывания своих субъективных мнений, догадок, а оперировать достоверными научными данными.

В процессе научно обоснованного психологического консультирования необходимо учитывать социальную ситуацию клиента, а также его возрастные особенности. Например, при решении семейных проблем нужно учитывать место и характер работы супругов, их социальные атомы – круги общения, количество друзей, особенности общения с ними; при работе с проблемами подростков нужно вступать во взаимодействие с его педагогами, учитывать его школьную ситуацию, отношения со сверстниками.

Психолог, консультирующий в рамках научных оснований, должен всеми силами стремиться получить достоверную информацию о клиенте и о его проблемах. Ни в коем случае он не должен ориентироваться только на слова самого клиента.

Поэтому в идеале психолог должен работать в рамках ЦПМСС, чтобы иметь возможность привлечь к своей работе социальных педагогов, врачей, на официальной основе вступать в контакт с учреждениями, являющимися частью социальной ситуации клиента.

Применять психотерапевтические техники психолог, действующий научно обоснованно, должен с осторожностью и только при условии, что у него есть достоверные научные данные о том, что та или иная техника, действительно, может быть полезной для решения конкретной проблемы. Такого рода данные о действенности техник, методик необходимо искать в научных статьях, опубликованных в серьезных рецензируемых журналах (как правило, тут речь будет идти о зарубежных публикациях).

Причем обучаться этой технике психолог должен не по статьям и книжкам, а в образовательных учреждениях, обучающих соответствующим техникам, желательно обучаться технике у ее непосредственных изобретателей.

Вместе с тем я считаю, что психолог, консультирующий с научно обоснвоанных позиций, не обязан применять психотерапевтические техники с доказанной эффективностью или обучаться такого рода техникам.

В заключение не могу не подчеркнуть: психолог, работающий в рамках научно обоснованного психологического консультирования, не должен быть бездушным чиновником, он должен общаться вежливым, выражать клиентам сочувствие, сострадать их горю. Вместе с тем он должен поддерживать необходимую профессиональную дистанцию и не выходить за рамки отношений «клиент-консультант».

Источник: http://neveev.ru/content/nauchno-obosnovannoe-psikhologicheskoe-konsultirovanie

Еще по теме:
Психология на практике?
Проблемы психологического консультирования