Об истории психологии

Меня живо интересуют факторы и механизмы, которые способствуют возникновению и поддержанию психологических мифов, формированию и укоренению веры в лженауку, увлеченности лжепсихологией. И как представляется, среди этих факторов не последнюю роль играет то, какую информацию получают люди в процессе получения образования.

Вот, в частности, образовательный стандарт по психологии предполагает, что студент-психолог должен изучать дисциплину, под названием «история психологии». Соответственно, возникает вопрос о том, есть ли в этой дисциплине что-то, что способствует переходу будущих психологов с научных на лженаучные позиции?

Да, есть.

К сожалению, большинство авторов, описывая историю психологии, стремятся преподнести материал так, что получается следующее: древние достаточно много знали о психике, причем по своей сути эти знания не сильно отличаются от познаний современной научной психологии.

Конечно, такая постановка вопроса понятна: авторам хочется искусственно увеличить возраст психологии как науки. Однако статус науки определяется не ее возрастом, а качеством ее методов и качеством получаемых с ее помощью результатов. Поэтому преувеличивать достижения древних нет никакой необходимости.

Более того, если преподносить знания древних о психике как знания точные и объективные, то студент-психолог (да и просто любой, кто читает учебник по истории психологии) начинет думать, что даже в отсутствие научных методов, только на основе умозрения, рассуждений и размышлений можно делать правильные выводы о психике, которые были бы вполне научными, т.е. точными и объективными. А это, в свою очередь, льет воду на мельницу различных коммерческих умозрительных построений на психологические темы, которые лежат в основе различным лжепсихологий, лженаучных психологических рецептов, психологической попсы и пр.

А теперь, давайте рассмотрим, как происходит преувеличение достижений донаучной психологии, на следующем примере.

Есть такой автор - Мортон Хант (кстати, надо заметить, что он не ученый-психолог, а прежде всего журналист) - он написал книгу "История психологии", которая в целом содержит много полезных фактов, некоторые из которых больше нигде русскоязычному читателю не доступны. В то же время Мортон Хант утверждает, что античные философы «выдвинули гипотезы, касающиеся почти всех фундаментальных проблем психологии, занимающих ученых по сей день» [Хант, 2009, c. 13].

Конечно, это утверждение можно считать верным только, если считать, что список таких гипотез, приведенных Хантом, с одной стороны, соответствует фундаментальным проблемам современной научной психологии и, с другой стороны, соответствует представлениям античных философов о психике. Но дело даже не в этом.

Дело в том, что надо учитывать, каковы последствия веры в то, что все вопросы, стоящие перед научной психологией, были поставлены еще в Древней Греции. Получается, современным ученым остается только читать древние философские труды и пытаться проверить туманные утверждения античных мыслителей?

Безусловно, Мортон Хант ошибается, а научно ценные гипотезы возникают постоянно, причем не только благодаря размышлениям и рассуждениям, но и в процессе проведения экспериментов, других типов исследований и анализа получаемых в них результатов.

Кроме того, данный автор утверждает, что «исследования внутреннего мира, осуществленные этими людьми (античными философами (примечание мое – А.Н.)), наверняка оказали большее влияние на развитие человека, чем изучение внешнего мира» [там же, c. 15].

Видимо, под человеком Хант понимает не какого-то конкретного человека, а человечество. Так или иначе, с его тезисом нельзя согласиться, а вклад античных философов, мыслителей куда больше в философию, математику и физику, чем в современную научную психологию: достаточно вспомнить такие имена античных мыслителей, как Евклид, Архимед и Пифагор.

Да и правомерно ли называть дедуктивные, даже, можно сказать, схоластические спекуляции античных философов о душе и ее свойствах исследованиями внутреннего мира?

Конечно, нет.

Или вот еще одно характерное суждение Ханта:

«Кое-кто из них (из древних греков (примечание мое – А.Н.)) осуществил настоящие исследования физической основы психических процессов. Алкмеон (ок. 520 г. до н.э.), врач из Кротона в Южной Италии, производил вскрытия животных (вскрытия людей находились под запретом) и открыл зрительный нерв, соединяющий глаз с мозгом» [там же, c. 23].

Конечно, утверждать, что открытие зрительного нерва является «настоящим исследованием физических основ психической деятельности» не правильно, поскольку открытие Алкмеона, скорее, относится к области анатомии, а дистанция между описанием анатомического строения органов чувств и нервной системы и описанием физиологии психических процессов огромна. Кстати, эта дистанция не пройдена и сегодня.

Вообще важно учитывать, что мы понимаем утверждения древних с позиции сегодняшнего дня и зачастую привносим в эти утверждения свой собственный смысл. Например, если Демокрит утверждал, что мир состоит из атомов разного размера и формы, это не означает, что его представления совпадали с современными, или что он открыл объективную истину. Только с позиции сегодняшнего дня мы видим, что мир состоит из атомов. Однако это атомы совершено другие, чем предполагал Демокрит, и подчиняются они законам, ему не известным. Примерно то же самое происходит и в психологии.

Таким образом, описывая историю развития представлений человечества о душе, важно показать, что в отсутствие научного метода выводы о психике оказываются неточными и субъективными. И важно прямо называть представления древних о психике донаучными.

ЛИТЕРАТУРА

Хант, М. История психологии / Мортон Хант. — М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2009. — 863 с.

Еще по теме:
Мифы о психологии
Профессия психолога воспринимается в обществе мифологически. Но что будет, если сорвать покровы мифа с психологии? Что же такое психология на самом деле?
Лжепсихология
Из этой статьи благосклонный читатель узнает: - что такое лжепсихология? - почему лжепсихология лженаучна? - какие виды лжепсихологии существуют? Итак, вперед!
Психологическая попса
Есть разница между популярной психологией и психологической попсой.