Психология и критическое мышление

По-видимому, изучение психологии (получение высшего психологического образования) способствует развитию критического мышления. Таковы результаты исследования, проведенного крупным американским психологом Робертом Нисбетом с соавторами [2].

В этом исследовании сравнивались показатели критического мышления, полученные при выполнении специального теста студентами-психологами, студентами-медиками, студентами-химиками и т.д.

Результаты этого исследования представлены на рисунке ниже.

Что ж надо ли радоваться, если у Вас есть психологическое образование? Сделает ли оно вас неуязвимым для лженаучных дельцов, сектанских вербовщиков и пр.?

Радоваться, конечно, рано.

Дело в том, что результаты рассматриваемого исследования относятся только к обучению научной психологии, причем к обучению, которое:

  • сопровождется освоением достаточно сложного математического аппарата (математической статистики, теории вероятностей);
  • включает в себя овладение различными методами получения объективных данных о психике, психических явлениях (способы проведения экспериментов, корреляционных исследований, создания тестов и опросников);
  • является передачей объективных данных о психике, психических явлениях, а не ознакомлением с разнообразными спекуляциями, умозрительными выводами, субъективными построениями и мнениями;
  • и, самое главное, проводится в атмосфере научного скептицизма.

Безусловно, критическое мышление, навыки отделения истины от иллюзий и заблуждений вряд ли сформируются, если обучать студентов умозрительным теориям типа психоанализа, а также научно не обоснованным методам воздействия на психику, таким как подавляющее большинство форм психотерапии.

А такой процесс подмены научной психологии умозрительной, спекулятивной психологией и психотерапией (я называю это обезнаучиванием психологии) в нашей стране идет, к сожаленью, весьма интенсивно. А психология из продуктивной науки, из полезнейшего инструмента борьбы с мракобесием превращается в презентабельное прикрытие для шаманов, алхимиков и шарлатанов, перерождается в сферу деятельности, в которой процветают обман и самообман.

Впрочем в развитых странах, по-видимому, протекает сходный процесс.Так, например, один из крупнейших американских психологов, создатель знаменитого опросника MMPI, последовательный критик интуитивных выводов Пол Мил подчеркивает, что «страстное стремление не быть обманутым и не обманывать других, перестали быть важнейшим элементом интеллектуального арсенала психологов» [1, 4].

Что же делать?

Получая психологическое образование, старайтесь освоить математическую статистику, овладеть методами получения объективных данных, выучить английский язык. Читайте качественные научные статьи, опубликованные в зарубежных рецензируемых научных журналах.

Ну, и, конечно, помните, что проект ПсиКомпас посвящен именно научной психологии.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Meehl, P. E. Psychology: Does our heterogeneous subject matter have any unity? // Minnesota Psychologist, 1986, 35 (Summer), рр. 3-9.
  2. Nisbett, R. E, Fong, G. X, Lehman, D. R., & Cheng, P. W (1987). Teaching reasoning. Science, 238, 625-631.
Еще по теме:
Что делает психологию наукой?
В сети я часто сталкиваюсь с мнением о том, что психология – это не наука. Не смотря на то, что это мнение высказывают преимущественно люди, слабо разбирающиеся не только в психологии, но и вообще в методологии науки, я считаю нужным уделить отдельное внимание максимально простому ответу на вопрос о том, что же делает психологию наукой.
Мифы о психологии
Профессия психолога воспринимается в обществе мифологически. Но что будет, если сорвать покровы мифа с психологии? Что же такое психология на самом деле?
Об истории психологии
Может ли то, как преподают историю психологии, играть на руку лжепсихологии?