Психология на практике?

Психологическое консультирование – это, по сути, синоним практической психологии. Сегодня, в том числе и среди "остепененных" и вполне академически подкованных психологов, утвердилась идея о том, что между психологической теорией и психологической практикой лежит непреодолимая пропасть (см., например, параграф 6.4 в [2]). В результате начинающим психологам внушается идея о том, что они не смогут консультировать клиентов, не овладев каким-нибудь видом психотерапии, изобретенным в США. К сожалению, эта идея проникла даже в учебники для психологов, в которых или просто описываются только методы психотерапии, причем в упрощенном, если не сказать – вульгаризированном, виде (см. например [1]), или прямо навязывается идея о том, что психолог-консультант – это некий замаскированный психотерапевт, который, не имея медицинского образования, работает со здоровыми людьми. Та же идея создает и проблемы в тренинге.

Коммерческий смысл внедрения этой идеи очевиден: различные центры, преподносящие себя в качестве центров, обучающих психотерапевтов, получают солидный приток клиентов в виде студентов и начинающих психологов. Правда при этом получилось так, что в России психотерапевт работает только с будущими психотерапевтами, почти как брадобрей Бертрана Рассела, оказываясь, по сути, не только сапожником без сапог, но и сапожником без клиентов. Удивительно, что бесплатной рекламой таких центров занимаются академические психологи, к доходу этих центров никакого отношения не имеющие.

Не вдаваясь здесь в подробности обучения западной психотерапии в России, его качества и легитимности, а оба эти параметра оказываются на весьма низком уровне, хочется сосредоточиться на ином аспекте рассмотрения.

Почему же считается, что в научной, академической психологии нет средств, которые можно применить к решению психологических проблем?

В первую очередь представляется, что эта идея коренится в том, что психолог неверно понимает процесс консультирования, представляя его себе как процесс некоего воздействия, лучше всего скрытого. Именно таких средств воздействия и ищут в психологии, а, не находя их там, переходят к психотерапии или еще более псевдонаучным вещам, вроде НЛП.

Но на самом деле никакого непосредственного воздействия на человека оказать нельзя, особенно в процессе психологического консультирования. Вера в возможность такого воздействия – это, по сути, рецидив постулата непосредственности или же симптом проникновения лженаучных идей в сознание человека. Один человек воздействует на другого только при посредстве огромного количества социальных, культурных, ситуационных факторов, которые и делают воздействие возможным, и задают его рамки. Поэтому любая психотерапия предполагает приобщение клиента к определенной культуре, его индоктринацию, его вербовку, его обращение в веру психотерапевта, мифологизацию сознания клиента. Формирующиеся в результате представления вместе с актуальной ситуацией обращения к терапевту, культурой и обществом, к которым принадлежат клиент и терапевт, и опосредствуют воздействие психотерапевта на клиента. Чтобы оказать на клиента воздействие психотерапевту всегда нужно тем или иным образом навязать клиенту идеологию той или иной формы западной психотерапии, например, гештальт-терапии, психодрамы, экзистенциально-гуманистической терапии, не говоря уже о психоанализе, мифы которого особенно разноплановы и разнообразны.  

Но если любое воздействие в рамках психологического консультирования опосредствованно, то, конечно, лучше индоктринировать человека научными данными, чем околонаучными и просто фантастическими построениями, тем более сложившимися в иной культуре и в силу этого могущими скорее навредить, чем помочь.

Кроме того психолог может не считать научную психологию эффективной базой психологического консультирования, поскольку, видимо, преувеличивает значение сфер бессознательных, эмоциональных и пренебрегает сферой когнитивной и культурно-историческими факторами, социальной ситуацией жизни человека, его возрастными потребностями.

И наконец, научная психология искусственно отрывается от практической, так как студент-психолог изучает психологию, только чтобы сдать экзамены, при этом считая ее скучной, абстрактной, советской, идеологизированной, устаревшей наукой, игнорируя или просто не зная очевидных достижений деятельностного, культурно-исторического подходов, возрастной и социальной психологии. Кроме того и само психологическое образование или слишком теоретично и абстрактно, а ведь у разных людей разные способности по переводу абстрактных теоретических построений в практические способы действия; или же, наоборот, слишком нацелено на западные методы психотерапии и просто не дает студенту освоить научную, теоретическую психологию.

Конечно, существуют и другие причины из-за которых ярлык не применимой на практике все еще висит на научной психологии.

А сейчас представляется уместным привести некоторые рекомендации по применению научной психологии на практике – в психологическом консультировании.

  • Консультирование – это формулирование научно обоснованных рекомендаций, а не некое мистическое эмпатическое выслушивание. Психолог-консультант должен действовать аналогично юрисконсульту, врачу или финансовому консультанту, т.е. формулировать научно обоснованные рекомендации и предлагать опробованные решения.
  • Психологическое консультирование – это один из значимых каналов психологического просвещения общества, и, шире, проникновения достижений науки в общественную жизнь и практику.
  • Определите культурный уровень человека, его социальную среду, его место в обществе и действуйте, исходя из этих данных.
  • Определите возраст того, с кем Вы работаете как психолог. Определите ведущую деятельность этого человека, его ключевые потребности, причины кризисных явлений и специфику социальной ситуации его жизни. Определите, решил ли клиент стоящие перед ним возрастные задачи. А после этого формулируйте рекомендации.
  • Выявите основные деятельности клиента и определите, соответствуют ли когнитивные, инструментальные навыки человека требованиям эффективности этих деятельностей, реализуются ли в деятельности мотивы клиента.
  • Определите личностные смыслы человека, сложившиеся на базе ключевых для его жизни и для его проблемы значений
  • Исследуйте и анализируйте систему социальных и межличностных отношений клиента. В частности, всегда исследуйте семью клиента.
  • Не пренебрегайте когнитивной сферой человека: развивайте его внимание, мышление, память, речь.
  • Развивайте коммуникативные навыки клиента, информируйте его о психологических явлениях, определяющих специфику взаимоотношений между людьми, ориентируйте его в обществе, в межличностных отношениях, используя данные психологической науки.
  • Ведите беседу с клиентом, наблюдайте за ним, диагностируйте параметры его психики, фиксируйте полученные данные грамотно, точно, стараясь не упустить ни одной детали.
  • Используйте системный подход, исследуйте и анализируйте комплекс взаимосвязанных факторов, определяющих жизнь клиента и его проблему.

ЛИТЕРАТУРА

1. Елизаров А.Н. Концепции и методы психологической помощи:  Альфред Адлер, Карен Хорни, Карл Густав Юнг, Роберто Ассаджиоли: учеб. пособие / А. Н. Елизаров. — М.: Ось-89, 2004. — 159 с.

2. Корнилова Т.В. Методологические основы психологии: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии / Т. В. Корнилова, С. Д. Смирнов. — М.: Юрайт, 2011. — 483 с.

Еще по теме:
Мифы о психологии
Профессия психолога воспринимается в обществе мифологически. Но что будет, если сорвать покровы мифа с психологии? Что же такое психология на самом деле?