Уэйсоновская задача выбора

Уэйсоновская задача выбора (Wason selection task), которую еще называют четырехкарточной проблемой (four-card problem), поскольку испытуемый работал с четырьмя карточками (карточки двухсторонние, причем на одной стороне - всегда буква, а на другой - всегда число) – это, фактически, эксперимент, демонстрирующий ограничения человеческого разума. Эта задача разработана (этот эксперимент впервые проведен) Питером Уэйсоном – тем самым психологом, который открыл подтверждающее искажение (confirmation bias) и ввел соответствующий термин.

Сам эксперимент [2] проходил так.

Перед испытуемым помещали 4 карточки:

И вводили правило: «Если на одной стороне карточки гласная буква, то на другой стороне карточки - четное число».

А затем давали задание: «Какие карточки следует перевернуть, чтобы узнать, соблюдается ли правило?»

Попробуйте сами выполнить это задание.

Как же отвечали испытуемые?

Перевернуть карточку Е предлагало большинство. Но лишь менее 10% испытуемых говорили о том, что достаточно перевернуть еще лишь одну карточку, и это карточка 7.

Почему правильным ответом является: «следует перевернуть только карточки Е и 7»?

Потому что  правило «если на одной стороне карточки гласная буква, то на другой стороне карточки - четное число» нарушается только в двух случаях:

  • если на другой стороне карточки Е стоит нечетное число;
  • если на другой стороне карточки 7 стоит гласная буква.

Испытуемые, выбирающие карточку 4, не понимают, что если на другой стороне этой карточки согласная буква, то это не нарушает исходного правила. Ведь в правиле не говорится: «если на одной стороне карточки четное число, то на другой стороне не может быть согласной буквы» - если это утверждается, то это уже совсем другое правило.

Понятно, что верификация рассматриваемого правила опирается на законы логики, которые не всем знакомы, да еще и сформулировано это правило очень абстрактно, и не, так сказать, «не цепляет» испытуемого.

Дальнейшие исследования показали, что если правила формулировать в конкретной форме, причем затрагивающей чувства/интересы человека, то испытуемые дают правильные ответы значимо чаще.

Вот пример такого «берущего за душу» задания.

Вы полицейский и проверяете, соблюдают ли студенты закон: «если человек пьет пиво, то его возраст должен быть 21 год и выше». Вы приходите в бар и видите четырех студентов. Эти студенты условно представлены как следующие карточки:

Каких студентов нужно проверить (какие карточки нужно перевернуть)?

И в этой ситуации правильный ответ «следует перевернуть карточки «Пьет пиво» и «Ему 18 лет»» дает значимо большее число испытуемых.

Кстати, уэйсоновская задача выбора не только позволяет увидеть ограничения человеческого разума, но и познакомиться с ограниченностью эволюционной психологии. Дело в том, что эволюционные психологи интерпретируют отличия между абстрактным и конкретным материалом как наличие некоего эволюционно сформированного механизма выявления мошенника [1]. Такая теоретическая интерпретация результатов исследований с карточками Уэйсона не имеет под собой эмпирических оснований, поскольку навыки выявления нарушения правил поведения, выявления обманщиков, защиты собственных интересов необходимы в современном мире, в повседневной жизни современного человека и формируются и в процессе индивидуального психического развития. Причем не существует способа отделить тут филогенетическое (эволюционное) от онтогенетического (индивидуально приобретенного в процессе воспитания, социализации, адаптации в обществе). Конечно, образ первобытной группы, в которой выживали преимущественно те, кто умел выявлять мошенников, может быть для кого-то заманчивым, но ничего кроме умозрительных суждений за этим образом не стоит.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Cosmides, L.; Tooby, J. Cognitive Adaptations for Social Exchange // The Adapted Mind: Evolutionary psychology and the generation culture / J. Barkow, L. Cosmides & J. Tooby, editors. — New York: Oxford University Press. — 1992. — Pp. 163-228.
  2. Wason, P. C. Reasoning // New horizons in psychology / B. Foss (Ed.). — Harmondsworth: Penguin Books, 1966. — Pp. 135–151.
  3. Wason, P. C., Shapiro, D. Natural and contrived experience in a reasoning problem // Quarterly Journal of Experimental Psychology. — 1971. — №23. — Pp. 63–71.
Еще по теме:
Подтверждающее искажение
Подтверждающее искажение (confirmation bias) – это довольно интересное когнитивное искажение; по его вине человек продолжает верить в метод, который на самом деле не работает, продолжает считать доказанной гипотезу, которая на самом деле неверна.
THOG-проблема
Еще один интересный эксперимент первооткрывателя подтвержадющего искажения - Питера Уэйсона