Цыганский гипноз

Сегодня многие продавцы гипноза, соответствующих книжек, тренингов, вебинаров любят использовать такой своего рода «бренд», как «цыганский гипноз». Многие слышали в новостях или даже от знакомых, что какой-то человек, проходя мимо вокзала, отозвался на просьбу цыганки, а потом очнулся уже в другом месте и обнаружил, что остался без денег. Обыватель под влиянием таких новостных сюжетов и житейских историй начинает думать, что у цыган есть особые способности (оккультные, магические) или что цыгане владеют некими чудодейственными приемами, позволяющими отключать сознание человека, погружать его в транс, вызывать ступор.

Ну, а что, ведь цыгане-то родом из Индии, а в этой эзотерической стране придумали йогу, заклинание змей, у индусов есть даже специальные названия для магических операций, напоминающих гипноз: стамбхана – введение в ступор, вашикарана – подчинение человека своему контролю и пр. Логично предположить, что когда предки цыган покидали Индию, то захватили с собой эти секреты йогов и тантристов, а потом передавали их из поколения в поколение…

Вообще, надо сказать, что популярность различных «курсов гипноза» во многом связана с желанием обывателя получить в свои руки такие инструменты воздействия на людей, которые можно применять не в специальном кабинете, а в повседневных ситуациях, причем применять незаметно как для объекта воздействия, так и  для окружающих.

Потенциальных потребителей «курсов гипноза» часто не интересует гипноз, который можно применять только в специальном кабинете и только в случае согласия клиента или пациента и, одновременно, его активного участия в процессе гипнотической индукции. Их интересует гипноз, который можно применять в повседневных ситуациях, не привлекая внимания, незаметно, без согласия объекта и без его участия. И вот образ «цыганского гипноза» во многом подпитывает веру в то, что такого рода методы воздействия, влияния существуют на самом деле.

А что? Чем плохо? Подсел к человеку в транспорте, посмотрел на него особым образом, сказал нужные слова, зевнул заразительно – и, бац, человек уже готов выполнять ваши приказы.

Но на самом деле никакого «цыганского гипноза» нет, а все случаи такого рода сводятся к карманной краже.

А вот, почему, давайте разбираться.

Обычно человек попадается на удочку цыганке так. Идет себе по улице, и вдруг цыганка обращается с каким-то вопросом, а потом – масса вариантов: или она говорит, что на Вас порча, или начинает причитать, что у нее какая-то беда...

Продавцы гипноза утверждают, что в этот момент Вы уже в трансе, что сам по себе факт того, что к Вам обратилась цыганка, и Вы переключили на нее свое внимание, погружает Вас в некое особое измененное состояние сознания, в транс, что слова и действия цыганки разорвали шаблон, вызвали замешательство, депотенциализировали (отключили) ваше сознание, установили контакт с вашим подсознанием – раппорт. Или же такого рода «специалисты по гипнозу» утверждают, что Вы уже были в трансе, пока шли, будучи погруженными в свои мысли, а цыганка лишь подхватила Ваш транс, чтобы использовать его в своих интересах.

Конечно, такого рода ни на чем не основанные спекуляции, якобы раскрывающие природу «цыганского гипноза», совершенно ложны. Их цель проста – создать притягательный миф о гипнозе, с тем, чтобы потенциальный ученик «гипнотизера» захотел освоить эти чудодейственные приемы. Разумеется, не все продавцы гипноза понимают, что говорят о «цыганском гипнозе» вещи, не соответствующие действительности.

Если же мы хотим понять, что же на самом деле происходит, когда цыганка установила с Вами контакт, привлекала Ваше внимание, мы должны, прежде всего, учитывать что никаких объективных показателей транса не существует. Все, что происходит в трансе, человек может сделать и без процедуры гипноза. Поэтому утверждать, что внезапное привлечение внимание, замешательство, погруженность в свои мысли и т.д. как то связаны с трансом или даже являются трансом, означает оперировать лишними сущностями, симулякрами, понятиями с непонятным объемом и содержанием.

Цыганка, действительно, старается привлечь Ваше внимание, увлечь Вас, заинтересовать, напугать порчей или родовым проклятьем, поразить угадыванием каких-то фактов, связанных с Вами, предсказаниями Вашего будущего. Но нужно это вовсе не для того, чтобы погрузить Вас в транс. Это просто способ остановить Вас, задержать на достаточное для кражи время, сделать Ваши вещи, карманы доступными для прощупывания цыганкой или ее подельниками. Слова и действия цыганки позволяют отвлечь Ваше внимание от того места, где у Вас хранятся деньги, от Вашей сумки, от рук цыганки, которые прощупывают Вашу одежду и шарят по Вашим карманам, оправдать действия цыганки (ее прикосновения к Вам, то, что она захватывает и удерживает Вашу руку и пр.).

Пока Вы слушаете рассказ цыганки о том, что Вас ждет или о том, как снять порчу, которая мешает Вам жить, другая цыганка (или та же самая) просто достает кошелек из Вашего кармана или сумки.

Естественно, что пропажу Вы обнаруживаете уже потом, не помните, чтобы у Вас шарили по карманам, и делаете ошибочный вывод о том, что деньги отдали сами, т.к. находились под гипнозом.

Еще один вариант «цыганского гипноза» – когда человек сам достает деньги. Чем лазать по карманам и прощупывать одежду, легче просто попросить человека достать деньги. Как это сделать? – да очень просто. Сказать, что деньги нужны для снятия порчи, что их нужно зажать в кулаке, пока цыганка будет читать заговор, что их нужно дать подержать цыганке, чтобы она завершила магический обряд, наконец, просто попросить позолотить ручку, дать, сколько не жалко, хотя бы десять копеек, заплатить за гадание или танец.

Когда Вы достали деньги, тут снова возможны варианты: или цыганка сделает вид, что вернула Вам все деньги, а на самом деле большую часть заберет, или незаметно заберет деньги, пока кошелек у Вас в руках, или просто увидит, куда Вы убрали деньги, и вытащит их уже потом.

Возможен и вариант, когда Вы потянулись за деньгами, примерно показали, где они у Вас лежат, а потом одумались и пошли прочь, но подельники цыганки вытащили их у Вас чуть позже.

В любом случае все опять-таки сводится к банальной карманной краже.

Но как же объяснить, – спросит дотошный читатель, – что люди, подвергшиеся «цыганскому гипнозу», сообщают о том, что не помнят, как отдавали деньги, не помнят, что происходило и в каком порядке? Это ведь явно гипнотическая амнезия!

На самом деле тут, конечно, речь идет о кажущейся амнезии. Например, если Вы попытаетесь вспомнить в деталях, как расплачивались на кассе супермаркета – Вы тоже, скорее всего, не вспомните всех деталей. Просто мы физически не можем запомнить все. Тем более в ситуации, когда нас специально отвлекают от ключевых моментов.

Мы часто забываем сделать вещи, которые, казалось бы, просто нельзя забыть сделать. Например, забрать сдачу на кассе, забрать карточку из банкомата. Обычно это происходит, когда наше внимание на что-то переключилось: на наши мысли, на некое внешнее действие, когда нас кто-то отвлек и пр. Позвольте, кстати, пояснить это примером из жизни.

Я снимал деньги с карточки с помощью банкомата. Я выбрал в меню нужную сумму, банкомат зашумел, выдавая деньги, и тут зазвонил мой сотовый. Последняя моя мысль перед тем, как я ответил на звонок, была «не забыть убрать деньги». Я и не забыл их убрать, а вот забрать карточку забыл. Я договорил по телефону, проверил, положил ли я деньги к себе в карман, убедился, что положил, а потом развернулся и ушел. Хорошо, что в банкоматах есть система автоматического затягивания карточки обратно, если ее не забрали…

И вы думаете, меня кто-то гипнотизировал на расстоянии?

Так что, если мы дали цыганке кошелек, деньги, чтобы она с их помощью сняла с нас порчу, мы можем просто забыть взять их назад. Тем более что цыганка специально нас отвлекает.

Вообще, необходимо понимать, что тот факт, что отвлечение внимания, которое осуществляет цыганка, не только позволяет ей незаметно вытащить деньги из Вашего кармана или вернуть Вам пустой кошелек, когда Вы думаете, что деньги все еще в нем, но и мешает Вам запомнить, что происходило и в каком порядке.

Ну, а уж то, что Вы не увидели и не почувствовали, и запомнить нельзя…

Вот и получается: как деньги доставали, Вы не помните (Вы их и не доставали, хотя цыганка просила достать), как цыганка шарила по Вашим карманам, тоже не помните, но денег нет. Какой вывод? «Я был под гипнозом, отдал деньги, а цыганка навела на меня гипнотическую амнезию». И Вам и в голову не приходит, что после просьбы цыганки достать деньги Вы машинально потянулись к карману, цыганка это увидела, отвлекла Вас на что-то другое, а в это время незаметно вытащила деньги.

Кроме того, некоторые жертвы «цыганского гипноза» сообщают, что помнят отчетливо, как их грабили, но при этом утверждают, что не смогли воспротивиться цыганке, поскольку находились в каком-то ступоре. Как же это возможно?

Тут нет ничего удивительного, и Вы часто такое испытывали.

Например, если какой-нибудь «быдлан» в транспорте будет Вас оскорблять – Вы, скорее всего, ничего не сможете ответить и будете сидеть в ступоре. Такой же эффект может наблюдаться, если к Вам пристает пьяный мужик. Похожий «ступор» испытывают и жертвы фроттажистов («утюгов») – мужик гладит женщину в транспорте по интимным местам, а женщина стоит, и не может пошевелиться.

Такого рода «ступор» просто связан с тем, что Вы:

  • не знаете, как реагировать;
  • боитесь отреагировать;
  • стесняетесь отреагировать.

Причем все это одновременно и в разных пропорциях.

Кроме того, человек, переживший «цыганский гипноз», может удивляться тому, что понимал, что цыганка шарит по его карманам, но ничего не сделал. Он считает, что его бездействие было связано с тем, что его погрузили в «транс». Но на самом деле такого рода воспоминания связаны с тем, что это теперь, когда Вы поняли, что остались без денег, Вы четко знаете, что цыганка Вас обирала. Но вот в самой ситуации все было не так однозначно.

Кстати, такого рода ошибочное восприятие ситуации по памяти как понятной и однозначной, когда в действительности ситуация такой однозначной и понятной не была, – это в чистом виде пример одного из когнитивных искажений – «искажения задним числом».

Таким образом, случаи ограбления с использованием «цыганского гипноза» прекрасно объясняются и без использования такого слишком рыхлого понятия, как «гипноз» или «гипнотический транс». Поэтому следует воспользоваться бритвой Оккама и уверенно эти понятия, объем и содержание которых не ясны, отсечь.

Кстати, нужно добавить, что во многом именно рыхлость этих понятий – всех этих «трансов» и «гипнозов» – позволяет продавцам гипноза (нлпистам там всяким) объявлять гипнозом все, что угодно, избегая тем самым разоблачения и справедливых подозрений в том, что никакого «гипноза» просто не существует.

Итак, в случае «цыганского гипноза» речь идет о навыках карманника, о продуманной тактике карманной кражи, об отвлечении внимания жертвы.

В заключение давайте зададимся вопросом о том, что же мешает понять, что нет никакого «цыганского гипноза», а есть банальная (даже, наверное, не банальная, а, наоборот, мастерски исполненная) карманная кража и уличное мошенничество. Помимо веры в гипноз, вызванной, по-видимому, надеждой на то, что эти чудесные гипнотические способности все-таки можно приобрести, мешает пониманию подлинной природы «цыганского гипноза» ложный образ карманника.

В соответствии с этим ложным образом, карманник – это неприметный вор-одиночка, который скорее подкрадется в давке и незаметно вытащит деньги, чем будет вступать с жертвой в контакт, рискуя привлечь к себе внимание, стать опознаваемым по чертам лица. Конечно, под влиянием этого ложного образа просто язык не поворачивается называть цыганку карманным вором, а не уличным или криминальным гипнотизером.

На самом же деле карманники часто стремятся вступить в контакт с жертвой. Этот контакт необходим, в частности, чтобы выяснить, где у жертвы деньги, чтобы отвлечь внимание жертвы от рук карманника, чтобы оправдать (прямо по системе Станиславского) действия карманника, которые на самом деле направлены на то, чтобы снять часы, вытащить деньги или ручку. Вспомните, для наглядности, даже того же Ручника из фильма «Место встречи изменить нельзя», действия которого по «выбиванию» ручки из кармана фраера продемонстрировал Жеглов…

Карманники успешно «работают» и в группе, роли в которой распределены так, чтобы жертва было обобрана незаметно для нее. В простейшем случае двое отвлекают внимание, например, устраивая драку, скандал, а третий под шумок вытаскивает деньги.

Конечно, карманники орудуют и в давке, когда нет нужды переключать внимание жертвы, поскольку ее достаточно отвлекают толпящиеся люди, которые двигаются, дышат, переминаются с ноги на ногу, меняют позу, пропускают выходящих из вагона. Но карманники используют и не менее (а может быть, и более) результативную тактику: стремятся запустить жертву «по сценарию», обыграть и обставить ситуацию так, чтобы все реакции жертвы были под контролем, и она ничего не смогла бы сделать.

Именно о такой тактике и идет речь в случае так называемого «цыганского гипноза».

Еще по теме:
Лженаучность НЛП
В чем лженаучность НЛП? И что с того, что НЛП лженаучно? Эффективно ли НЛП?
Иллюзия эффективности
Почему людям кажется, что лжепсихология работает?